GDI (Graphics Device Interface, интерфейс графических устройств) –
название графического движка в Microsoft Windows.
geometry – cм. измерительная геометрия.
gray-balanced (сбалансированное по серому) –
цветовое пространство в котором каждый нейтральный пиксел имеет равные значения
R, G и B, называется сбалансированным по серому.
gray-balancing (балансировка по серому) – (1)
Корректировка значений RGB в изображении, чтобы нейтрально серые тона имели
сбалансированные значения RGB;
(2)
Настройка устройства для достижения точной передачи нейтральных тонов.
halftone (полутоновое растрирование) – в
печати, самый распространенный способ растрирования. Эффект полутонов
достигается разделением изображения на равномерные ячейки, каждая из которых
заполняется точками известного размера - большие точки передают более темные
тона, меньшие - более светлые.
high-bit (высокоразрядный) – общий термин
для всего, в чем используются больше чем 8 бит на канал (256 тональных
уровней). Высокоразрядный файл имеет 16 бит на канал. Высокоразрядные сканеры
могут быть 10-, 12-, 14-, или 16-битными.
HLS – адаптация цветовой модели RGB,
означает hue, lightness, saturation (оттенок, светимость, насыщенность). При
максимальной светимости цвет становится белым.
HSB – адаптация цветовой модели RGB,
означает hue, saturation, brightness (оттенок, насыщенность, яркость).
Используется во многих программах. Аналогична HLS, но при максимальной яркости
цвет становится самым ярким.
HSV – аналог HSB.
Hue (оттенок) – характеристика цвета,
которую мы воспринимаем по его доминирующей длине волны излученного или
отраженного света.
ICC (International Color Consortium, Международный консорциум по цвету)
– консорциум компаний, работающих в области цвета, которые объединились для
стандартизации форматов профайлов и процедур, чтобы программы и операционные
системы могли работать единообразно.
ICM (Image Color Management, управление цветом изображений) – реализация
спецификаций ICC профайлов в Microsoft Windows.
illuminant (осветитель) – спектрально
определенный источник света. Другими словами, известно относительное количество
энергии в каждой точке видимого спектра.
infrared (инфракрасный) – невидимая область
электромагнитного спектра, находящаяся ниже красного участка видимого спектра.
input profile (профайл устройства ввода)
–профайл устройства ввода, такого как цифровая камера. Не путайте с профайлом
источника.
intensity (интенсивность) – абсолютное
количество отраженного или излученного света, безотносительно того, как его
воспринимает наблюдатель, число фотонов в свете. Ср. с яркостью, которая
воспринимается, как интенсивность света.
interpolation (интерполяция) – вычисление
неизвестных значений, лежащих между известными (обычно измеренными) значениями.
IR См. инфракрасный.
ISO (International Organization for Standartization, Международная
организация по стандартизации) – организация, координирующая разработку
стандартов по всему миру. (ISO не является аббревиатурой, а происходит от
греческого слова "isos", обозначающего "равный").
IT8 – семейство мишеней, используемых
для профилирования сканеров и принтеров.
kelvins (K, кельвин) – физическая единица
измерения температуры по шкале, начинающейся с абсолютного нуля - температуры,
при которой прекращается атомная активность.
LAB – см. CIE LAB.
late-binding – стратегия рабочего процесса,
заключающаяся в откладывании конвертации всех цветов к окончательному цветовому
пространству настолько, насколько это возможно. Зачастую этот процесс
производится уже в RIP.
LCD (Liquid Crystal Display, ЖКД, жидкокристаллический дисплей) – вид
компьютерных мониторов, основной частью которых являются два слоя
поляризованного органического стекла, между которыми находятся жидкие
кристаллы, меняющие свою форму в зависимости от приложенного напряжения. См.
также ЭЛТ.
lightness (светимость) – относительная
яркость. Яркость поверхности или источника света, относительно абсолютно белого
эталона.
linear (линейный) – простое отношение
между входным и выходным сигналами, при котором удвоение входного вызывает
удвоение выходного. Органы чувств человека являются нелинейными.
linearization (линеаризация) – (1) Калибровка
(2)
Приведение устройства к линейному виду (специфическая форма калибровки).
liquid
crystal display – см. ЖКД.
logarithmic (логарифмический) – метод
расположения чисел на шкале, при котором происходит сжатие диапазона по мере
роста чисел. Это удобно, когда на одной и той же шкале необходимо отобразить
как очень малые, так и очень большие числа.
lookup table (LUT) – таблица, содержащая входные значения и, им соответствующие, выходные.
Например, таблица RGB-to-XYZ позволит вам (или системе управления цветом)
находить значения XYZ, соответствующие заданным RGB.
lpi (Lines Per Inch, линий на дюйм) – единица измерения линиатуры
растра. Не путайте с dpi, в которых измеряют частоту микроточек цифровых
печатающих устройств, а не частоту растровых точек.
luminance (светимость) – количество световой
энергии, испущенной источником света вне зависимости от характеристик
наблюдателя. Более точно, это интенсивность свечения на единицу площади
светоиспускающей поверхности.
luminous intensity (интенсивность свечения) –
количество световой энергии, выделяемое из точечного источника света за единицу
времени. Измеряется в канделах. См. также светимость.
LUT – см. Lookup table.
LUV – см. CIE LUV.
matrix (матрица) – упорядоченный набор
чисел, расположенных в узлах прямоугольной сетки. Матрица 3х3 может быть
использована для преобразования одного трехканального цветового пространства в
другое, например RGB в CIE XYZ. Все профайлы используют либо матрицы 3х3, либо
LUT для пересчета значений.
measurement geometry (измерительная геометрия) –
физическая геометрия измерительного устройства, определяющая относительные углы
между источником света, измеряемой поверхностью и детектором. Этот параметр
становится особенно важным при измерении блестящих или текстурированных
поверхностей.
memory color (памятные цвета) – цвета, такие
как цвет кожи, травы, неба, которые хорошо запоминаются наблюдателем и которые
более важно точно передать, чем другие цвета, которые наблюдателю неизвестны.
metameric ink/dye (метамерные красители/краски) –
широко распространенное, но слегка неверное использование термина метамеризм.
Когда кто-то говорит, что у принтера "метамерные красители", он
обычно подразумевает, что изображение, отпечатанное этими красителями сильно
меняется в цвете при изменении условий освещения.
metamerism (метамеризм) – ситуация, когда два
цветовых образца с различными спектральными свойствами дают одинаковые цветовые
ощущения для наблюдателя при определенных условиях просмотра (при других
условиях просмотра эти же образцы могут вызывать и различные цветовые ощущения
- прим.пер.)
metamers (метамеры) – два цветовых образца,
дающих эффект метамеризма. Другими словами они совпадают при определенных, но
не всех условиях просмотра.
monitor profile (профайл монитора) – также
называется профайлом дисплея. Профайл для монитора компьютера.
monochromatic light (монохроматический свет) – свет,
состоящий из фотонов одного энергетического уровня или длины волны. Как пример,
можно привести лазер.
nanometer (nm, нанометр, нм) – одна
миллиардная доля метра.
non-linear (нелинейный) – сложное отношение
между входным и выходным сигналами, при котором, например, увеличение входного
вызывает все меньшее изменение выходного. Органы чувств человека являются
нелинейными.
null transform (нуль-преобразование) – в том
случае, когда профайл источника и профайл назначения один и тот же, CMM не
производит никаких пересчетов.
observer metamerism (метамеризм наблюдателя) – тип
метамеризма, при котором два цветовых образца совпадают для одного наблюдателя,
но не совпадают для другого. Например, существуют метамеризм сканера и
метамеризм камеры.
opponency (противоположности) – теория
цветового видения (в настоящее время подтвержденная экспериментально),
утверждающая, что мы ощущаем цвет в терминах противоположных пар
красный-зеленый, синий-красный и темный-светлый. В настоящее время эта теория
согласована с теорией трехцветности ввиду исследований, доказавших, что один
слой сетчатки имеет три фоторецептора, а следующие слои сортируют полученную
информацию на оппонентные пары.
orderer dither – см. полутона.
output profile (выходной профайл) – профайл
выходного устройства, такого как принтер или цветопроба. Не путайте с профайлом
назначения.
PCS (Profile Connection Space, пространство соединения профайлов) –
цветовое пространство, используемое как промежуточное, при преобразовании из
одного профайла в другой. По спецификации ICC это пространство может быть CIE
XYZ или LAB.
perceptual intent – схема пересчета, которая
пытается сохранить перцептивные соотношения в изображении, даже в том случае,
когда приходится пересчитывать как цвета, находящиеся в цветовом охвате, так и
вне его. Это предпочтительная (но не во всех случаях) схема пересчета для
изображений, содержащих много цветов, лежащих вне цветового охвата, но в том
случае, когда все цвета лежат в цветовом охвате целевого цветового
пространства, лучше использовать относительную колориметрическую схему
пересчета.
perceptual uniform (перцептивно (визуально)
равномерное) – свойство цветового пространства, когда расстояние между точками
в пространстве хорошо соответствует воспринимаемой разнице между
соответствующими цветами. Близкие цвета представляются близкими точками; резко
различные цвета представляются удаленными друг от друга точками.
phosphor (люминофор) – вещество,
поглощающее энергию и излучающее фотоны, обычно с определенной длиной волны.
Фотоны являются результатом не тепловой энергии (т. е. не являются излучением
абсолютно черного тела), а специфических свойств атомов вещества. Яркий пример
- красный, зеленый и синий люминофоры в ЭЛТ мониторах.
photon (фотон) – элементарная частица
электромагнитной энергии, переносимая через пространство. В некоторых случаях фотон
ведет себя, как частица, в других случаях - как волна.
photoreceptors (фоторецепторы) –
светочувствительные нервные клетки в сетчатке глаза. Иногда называются просто
рецепторы. Два главных типа фоторецепторов называются палочки и колбочки, по их
форме. Палочки работают в условиях слабого освещения, колбочки работают при
ярком свете. Колбочки существуют трех разных типов, каждый из которых
чувствителен к определенной части видимого спектра.
pigment (пигмент) – нерастворимый
колорант. Пигментные красители более стабильны и не выцветают со временем, даже
под воздействием яркого света (включая ультрафиолет). Используются в тонерах,
красках и в наружной печати. Ср. краситель.
polarization (поляризация) – фильтрование света
таким образом, что пропускаются только волны определенной направленности.
Поляризация - основа работы ЖКД мониторов. Многие измерительные приборы также
включают поляризационные фильтры для подавления бликов от блестящих
поверхностей.
posterization (постеризация) – см. полошение.
ppi (Pixels Per Inch, пикселов на дюйм) – единица измерения разрешения
цифровых изображений. Ср. с dpi.
primaries – сокращение для основных цветов.
Набор цветов, которые при смешении в определенных соотношениях могут
воспроизвести все остальные цвета.
process color (триадный цвет) – сочетание трех
или более основных цветов в различных соотношениях, для имитации полноцветного
изображения. В печати, в основном, используются четыре краски - голубая,
пурпурная, желтая и черная (CMYK).
profile (профайл) – файл, содержащий
исчерпывающую информацию о том, как CMS будет конвертировать цвета в/из
цветового пространства. Это может быть цветовое пространство устройства,
которое мы называем профайлом устройства и включает подкатегории профайл
устройства ввода, выходной профайл и профайл дисплея (для входного устройства,
выходного устройства и монитора, соответственно); или абстрактное цветовое
пространство, как, например, рабочее пространство Adobe RGB (1998).
profile mismatch (несовпадение профайлов) –
ситуация, когда вы открываете файл с внедренным профайлом, который не
соответствует предполагаемому профайлу программы или ее рабочему пространству.
profiling (профилирование) – создание
профайла, путем измерения текущего состояния устройства. Часто называется
характеризацией.
Quartz – часть операционной системы Mac
OS X, отвечающая за вывод на монитор.
QuickDraw – часть операционной системы Mac OS
9 и более ранних, отвечающая за вывод на монитор. См. также Quartz.
reflectance (отражение) – отношение света,
упавшего на поверхность, к свету отраженному. Измеряется денситометром, для
вычисления плотности.
reflective (отражающая способность) –
свойство отражать свет от поверхности. Бумага и красители имеют отражающую
составляющую. См. также пропускающая способность.
relative colorimetric (относительно колориметрический) –
см. колориметрический пересчет.
rendering intent (схема пересчета) – настройка
системы пересчета охвата, указывающая системе управления цветом, как
пересчитывать цвета из большего цветового охвата в меньший. ICC определяет
четыре схемы пересчета: перцептивную, насыщенную и два типа колориметрических
пересчетов.
retina (сетчатка) – слой нервных клеток
на дне глазного яблока, воспринимающий свет.
RIP (Raster Image Processor, процессор растровых изображений) – либо
часть принтера, либо отдельный компьютер, соединенный с принтером. Его работа
заключается в преобразовании страниц, заданных в векторной форме (как правило,
на языке PostScript) в растровую форму, понятную принтеру. Некоторые задачи
управления управления цветом и преобразования цветов могут выполняться RIPом.
rods (палочки) – см. фоторецепторы.
saturation (насыщенность) – свойство света,
которое мы воспринимаем, как его чистоту - как много он содержит фотонов с
одной и той же длиной волны (высоко насыщенный) или представляет смесь фотонов
с разными длинами волн (менее насыщенный).
saturation intent – схема пересчета, пытающаяся
сохранить, насколько возможно, насыщенность цветов, даже в ущерб точности
передачи оттенков или перцептивным соотношениям. Эта схема обычно, но не
всегда, используется для информационной графики, такой как диаграммы и карты,
где желательно сохранять насыщенные яркие цвета или где насыщенность различных
участков несет важную информацию.
scanner metamerism (метамеризм сканера) – тип
метамеризма, при котором два образца имеют один и тот же цвет для человека, но
определенный сканер выдает для них различный набор аппаратных данных RGB или
наоборот (человек не видит разницы, а сканер «видит»).
screen angle (угол растра) – в растрировании,
угол между горизонталью и линиями, образующими растр.
screen frequency (линиатура) – в растрировании,
число растровых ячеек, или "линий" на дюйм или сантиметр.
screening (растрирование) – в печати, метод
передачи различных тонов и оттенков разбиением краски на точки контролируемого
размера и частоты.
simultaneous contrast (симультанный контраст) – эффект,
при котором восприятие цвета зависит от других цветов, наблюдаемых одновременно
с ним в одном поле зрения. Ср. последовательный контраст.
smart monitor ("умный" монитор) –
монитор, напрямую соединенный с компьютером (иначе, чем простое аналоговое
соединение через видеокарту), что позволяет управлять с компьютера аналоговыми
настройками монитора.
soft-proofing (экранная цветопроба) –
использование монитора в качестве цветопробного устройства - отображение
имитации того, как документ будет выглядеть в печатном виде.
source profile (профайл источника) – в
преобразовании цвета, профайл, определяющий как преобразуются цвета из первого
цветового пространства в пространство соединения профайлов (PCS). См. также
профайл назначения.
space (пространство) – в цвете и
системах управления цветом, сокращение от цветовое пространство. Мы часто
говорим о «RGB пространстве» монитора или «CMYK пространстве» принтера, когда
описываем специфические особенности цветов, воспроизводимых этими устройствами
в терминах их основных цветов.
spectral data (спектральные данные) – часть
распределения спектральной энергии, ограниченная числом диапазонов, поддерживаемых
измерительным устройством. Из них можно получить колориметрические и
плотностные данные.
spectral power distribution (распределение спектральной
энергии) – доля каждой из длин волн в излученном или отраженном свете.
spectrophotometer (спектрофотометр) – устройство для
измерения спектральных свойств поверхности - как поверхность отражает свет в
различных участках спектра.
spectrum (спектр) – диапазон возможных
энергетических уровней (длин волн) фотонов. Видимый спектр означает диапазон
энергетических уровней (длин волн), видимых глазом.
spi (samples per inch) – термин, применяемый к разрешению таких
устройств, как цифровая фотокамера, сканер или скан. Ср. dpi.
spot color (плашечный цвет) – нетриадный
цвет, обычно основанный на именованной цветовой системе, печатаемый отдельным
прогоном.
sRGB – «Стандартное по умолчанию»
цветовое пространство RGB, используемое для изображений, размещаемых в
Интернет.
standard illuminant (стандартный осветитель) – один из
стандартизованного списка осветителей, определенных CIE, как типичные источники
света. Наиболее широко известны осветитель А (лампа накаливания) и осветители
дневного света D50 и D65.
standard observer (стандартный наблюдатель) –
формализованное CIE определение типичной визуальной реакции человеческого
глаза.
stochastic screening (стохастическое растрирование) –
вид FM растрирования.
strip reader (устройство чтения полос) –
устройство для считывания ряда или нескольких рядов цветовых патчей
одновременно.
subtractive primaries (субтрактивные основные цвета) –
три пигмента, которые воспроизводят другие цвета путем вычитания длин волн из
белого. Один основной цвет (голубой) вычитает длинные длины волн, второй
(пурпурный) - средние и третий (желтый) - короткие. См. также аддитивные
основные цвета.
successive contrast (последовательный контраст) –
эффект, при котором восприятие цвета зависит от других цветов, наблюдавшихся
непосредственно перед данным. Ср. симультанный контраст.
|